Борьба с курильщиками: без кнута и пряника
Владимир Нагинский, ответственный секретарь общественного координационного совета по организации и проведению международных и республиканских целевых программ по профилактике и борьбе с курением и другими вредными привычками
Для нас сегодня, безусловно, очень важно решение социальных и экономических проблем, и на первый взгляд борьба с курением в этом ряду занимает не столь важное место. Но, на мой взгляд, когда речь идет о здоровье нации, то ориентиры и ценности должны меняться.
По статистическим данным, в Казахстане из-за курения умирает более 25 тысяч человек. Центр формирования здорового образа жизни подсчитал, что в нашей стране курит 3 миллиона 200 тысяч человек, половина всех подростков. Кстати, подростковое курение стало целой проблемой, решать которую нужно незамедлительно.
Дело в том, что здоровье перестало быть только нашей ценностью. Наличие многочисленных клиник, где якобы лечат любой недуг, избаловало нас до такой степени, что мы перестали серьезно заботиться о своем здоровье. Когда-то мода на курение была в США, Канаде, Европе, теперь губительное увлечение пришло в нашу страну.
Какой-то "гениальный" человек придумал страну Мальборо, где курящий ковбой на коне стал представлять для подростков идеал красоты и стиля. Получается, что мы осознанно направляем детей по неверному пути, а это может стать большой бедой.
В нашей стране можно встретить не так уж много людей, готовых бороться с курением, тогда как мир серьезно противостоит ему. Практически во всех странах уже приняты законы, в той или иной мере подобные нашему законопроекту. У каждого государства свой подход к решению проблемы в силу экономических возможностей, менталитета населения. Ни для кого не секрет, что табачная промышленность уже давно крепко стоит на ногах. В Казахстане действует 8 крупных табачных компаний, но их число постоянно растет.
В России принятие закона сопровождалось серьезными дискуссиями, встречами с производителями. Там минимум 150 табачных компаний, работающих еще с советских времен, поэтому солидное лобби сдерживало быстрое принятие закона. В Канаде, США с курением борются мощные общественные движения. Нигде борьба с курением не сопровождалась жесткими запретами. За рубежом проблему решили просто - медицинское обслуживание, страхование, лечение курящего стоит в несколько раз дороже, чем некурящего человека. Во многих случаях работодатели отказывали курящим в трудоустройстве. Люди осознали, что курение ограничивает их возможности, и многие сделали выбор в пользу здорового образа жизни.
У нас решение о необходимости разработки закона принималось по другим соображениям. Инициатором законопроекта стала группа депутатов во главе с Сериком Конакбаевым. Однако к тому времени уже работал координационный совет при правительстве РК по борьбе с курением, токсикоманией, наркоманией и алкоголизмом на правах консультирующего и совещательного органа. Эта структура работает над внедрением различных государственных программ, помогающих бороться с вредными пристрастиями граждан.
Обсуждение первоначального варианта будущего закона велось в присутствии большого круга заинтересованных органов. Были привлечены представители общественных организаций. В истории казахстанского законодательства это первый законопроект, который был вынесен на широкое обсуждение.
В нем будут отражены цели и применение настоящего закона, общие и специальные требования к табачным изделиям, ограничение рекламы табака и изделий из него, права граждан на получение информации о табачных изделиях и вреде курения, исследования предельного уровня содержания вредных веществ в табачных изделиях, общие специальные требования к обороту табачных изделий, направленные на защиту несовершеннолетних и некурящих от табачного дыма, регулирование продажи табачных изделий, запрет на курение в некоторых общественных местах, государственный контроль в сфере профилактики и ограничения табакокурения, определена компетенция полномочного органа.
Будущий закон "О профилактике и ограничении табакокурения" не будет запрещать курить, поскольку это бессмысленно и затея себя не оправдает. К тому же у граждан есть право выбора. Кроме того, принятие закона вовсе не значит, что любое ограничение или запрет будет введен сиюминутно. Исполнение закона будет последовательным и поэтапным.
В ближайшее время начнется работа над созданием лаборатории по исследованию табачных изделий на качество. Стремительно перейти к производству сигарет, соответствующим госстандартам, будет невозможно, поэтому на переквалификацию табачным компаниям будет дано два года. Нельзя в один день исключить рекламу табачных изделий. Средства массовой информации не смогут моментально переориентироваться и мгновенно найти других рекламодателей. Закон обяжет государство создать места для курения. И все же здоровье человека у нас на первом месте, поэтому упор делается именно на это.
Результат, как правило, приходит не сразу, приходится ждать, но меня спрашивают: стоит ли надеяться на то, что закон поможет нам побороть курение? Должен отметить, что принятие закона - лишь фундамент для дальнейшей работы. Чтобы закон заработал, все должно делаться последовательно. Причем все службы, которых так или иначе касается работа табачных компаний, должны будут консолидировать усилия на борьбу с курением. Ограничить ввоз контрабандных сигарет под силу таможенной службе. Министерство культуры и общественного согласия сможет ограничить рекламу сигарет, налоговая инспекция - увеличить налогообложение производителей табачных изделий, чтобы цена на сигареты возросла.
В будущем запрет на рекламу табачных изделий будет жестким, но она не будет запрещена в местах торговли. Прекратятся различные конкурсы и розыгрыши путевок за границу за счет рекламы сигарет. Но самое главное - мы должны побороть самосознание курильщиков, доказать им, что губительным палочкам можно найти замену, не вредную для здоровья.
|