Эссе №2. Трость и небо
Сагымбай Козыбаев
Не знаю, чему учат нас заморские друзья. Пусть даже американцы. Умению жить в рынке? Наши вроде сориентировались в нем, впору учить других. Уму, интеллекту, образованности? Извините, янки порой слабы даже в географии. В Чикаго я попросился в его пригород Оук Парк поглазеть на родину Хемингуэя. Одно изумление. Я понял, что у американцев зачастую понятия по этой части на уровне пеленочном. Марк Твен, Хемингуэй, Лондон, Драйзер... Дескать, кто такие.
Лукавлю. Есть, однако, чему учиться. Не толпитесь, господа, отойдите друг от друга метра на два - вас позовут (речь об очередях). Принцип жизненного пространства у каждого и каждому. Он входит в систему гарантированного уважения личности. Вся Америка этим дышит. Живешь, а не существуешь, ощущаешь себя самодостаточным, а потому - и уверенным.
А американская гордость? Патриотизм. Жизнерадостность. Законопослушность. Хотя в каждом штате свои законы. В Теннесси, например, запрещено спиртное. В других штатах свои причиндалы. Ездишь по штатам будто по разным государствам.
Америка издавна живет по своим стандартам. В городах небоскребы, будто турецкие минареты, собранные кучно в одном месте - островки спокойной размеренности. В каменных мешках уютно чувствуют и белки, их тут тьма ручных. Чайки в Сан-Франциско позволяют себе сесть на ваше плечо, а сотни морских котиков, облюбовавшие здешние пирсы, привычно попрошайничают, издавая звуки заискивания.
А сами люди деликатны в этом смысле. В жару - в костюме, шляпе и белых перчатках фланирует сверхинтеллигентный негр по набережной Манхэттена. На фоне статуи Свободы помахивая тростью. Напевая в свое удовольствие. Но поет он и для вас тоже. Успеваю перевести курок затвора фотокамеры. Негр тотчас подходит и это означает: надо дать доллар за ваш кадр, который он имел честь украсить собственной персоной.
...Ищу фотографию башен-близняшек, ушедших в небытие. На снимке здания проглядываются через непонятные разводья. Лишь этот отпечаток из всей пленки такой. Словно чувствуя судьбу близняшек, кто-то снимок загодя заколдовал. Невольно поверишь в какие-то темные силы. Вдруг редакция забракует фото, и я подбираю другие. Могила Кеннеди на Арлингтонском кладбище. Нахожу и более ранний свой снимок. В окружении Терешковой американские астронавты, побывавшие на Луне. Взирают в небо. Будто спрашивая, что оно нам завтра сулит - мир или тревогу. Невелика разница - небо над аулом или над закордонным небоскребом, оно одно на всех. И мира страждет наша общая душа.
...Даже бесхитростные "мыльницы" могут запечатлеть очень многое. Не ленитесь, ребята, щелкать кнопкой затвора.
Америка того стоит.
|