Во турецкой стороне на чужой планете
Ольга Медведева
По данным Совета по высшему образованию Турции, с 1992 года турецкие вузы закончили 594 казахстанских студента и аспирантов, продолжают учиться еще более 650 человек. Большинство из казахстанцев предпочли военные вузы. О том, как там живется и учится нашим курсантам, рассказывает журналист "НП"
Завещание Ататюрка
Говорят, еще в начале 30-х первый президент Турецкой Республики Мустафа Кемаль предрекал, что обязательно наступит время, когда тюркские народы получат суверенитет и независимость. И в тот момент Турция должна будет поддержать эти молодые государства. По сути, нынешнее правительство Турции выполняет директиву Ататюрка, оказывая политическую, финансовую, культурную и военную помощь республикам Средней Азии и Казахстану. Турки поставляют нам не только военную технику и оборудование, но и открывают для нас свои военные вузы, музеи и архивы.
На основании Соглашения о сотрудничестве в области военного образования, подписанного в 1993 году между Министерством обороны РК и Генштабом ТР, ежегодно в военно-учебных заведениях Турции обучается 60-65 казахстанских офицеров и курсантов.
Если вы решили получить военное образование в Стамбуле или Анкаре, никакой блат не поможет; только богатырское здоровье, отличные знания и личные лидерские качества могут предоставить шанс записаться в "янычары".
В Турции три крупных высших военных учебных заведений - училище сухопутных сил в Анкаре, Военно-морское училище и Военная академия в Стамбуле.
Турецкая сухопутка
В области военной науки турки весьма преуспели. Недаром из десяти президентов страны шестеро были генералами, в том числе и первый руководитель Турецкой Республики - Мустафа Кемаль Ататюрк. Сейчас портреты этих генералов-президентов смотрят со стен училища Сухопутных сил в Анкаре. А рядом - череда портретов премьеров, министров, начальников генштабов. Все они - выпускники этого заведения. Ни один вуз Казахстана не может похвастать таким "политбукетом" выпускников. Что и говорить, Турция - страна военизированная. Людей в погонах (если только эти погоны не полицейские) здесь искренне любят. Армия - это не только безопасность и выручка в трудную минуту. Армия - это культ. Поэтому на подготовку будущих офицеров выделяют огромные силы и средства.
Начальник сухопутного училища генерал-лейтенант Нежат Бек:
- Сегодня у нас обучаются курсанты из 10 стран мира, в том числе и из Казахстана. Я очень доволен вашими курсантами.
В "Сухопутке" нас встретил алиматинец Абильдаев Нурлан. Пять лет назад он закончил среднюю школу. "Конкурс в училище был жестким - 50 человек на место. Поступили одиннадцать. А всего здесь учатся 28 ребят практически из всех городов республики". Сейчас Нурлан - курсант 4 курса. Без пяти минут военный инженер. "Что передать через газету родителям? Я оправдаю их надежды, стану хорошим офицером и буду работать не на деньги, а на Казахстан".
Марат Чигиев из Кызылорды, закончил Суворовское училище в Шымкенте, 2 курс: "Здесь все условия для учебы. Военная наука дается тяжелее, чем там, в Суворовском. Стипендия? 40 долларов... За два года не смог привыкнуть к турецкой кухне, соскучился по нашим мантам, бешбармаку. А еще снега мало, зима не настоящая... На зимние каникулы нас, иностранцев (если по каким-то причинам мы не уехали к себе на родину), отправляют отдохнуть в офицерском лагере: две недели загорать на курортах в Бодруме или в Анталии.
...Получасовой разговор прервал звонок. Пора прощаться - у курсантов экзамен по английскому. А мы с удовольствием объехали окрестности училища. Экскурсия заняла полдня - Турция, в которой ценится каждый клочок земли, отдает огромные территории под военные базы. Собственный музей, стадион, автодром, тир, ипподром, теннисные корты, бассейны, клубы, бары, не считая учебных корпусов, казарм, плаца, библиотек и так далее.
А какая конюшня! Если верить гиду, накануне второй мировой войны курсанты сухопутного училища... выиграли мир у Муссолини! В 1938 году команда наездников стала в Италии победителем соревнований по конному спорту. И это заставило Муссолини отказаться идти походом против Турции.
Сейчас у "Сухопутки" 160 чистокровных лошадей: пылкие арабские скакуны, элегантные и благородные ахалтекинцы, энергичные тулпары.
Заниматься верховой ездой можно по желанию, в том числе и членам семей офицеров. Признаюсь, мы были искренне разочарованы, узнав, что ни один казахстанец не выразил желания погарцевать в свободное от занятий время. Гид моментально отреагировал на наше настроение: "Я знаю, казахский народ очень любит лошадей. Но ваши курсанты погружены в книжки и конспекты. Им трудно совмещать изучение языка и факультативы".
Для тех, кто хочет учиться, предусмотрена хитрая в своей простоте система поощрений. Лучшему классу, например, предоставляются лучшие условия, технологии обучения. Или дают возможность брать на ночь книги из библиотеки, или сделать большее количество ксерокопий, пользоваться дополнительными фондами литературы. Приняты персональные подарки для отличника - сотовый телефон, компьютер, международное радио. А тому, кто станет первым среди выпускников училища, - ему дарят подарки (не поверите!) президент страны, премьер и другие министры. Но самая интересная традиция - прибивание звездочки "лучший" на постаменте Славы - обычном лакированном бревне в центре музея. Этой чести - оставить именную звезду - удостаивается только лучший выпускник, естественно, отличник. Здесь есть звездочка Ататюрка, звезды многих ныне известных турецких политиков. Надеемся, появятся и звезды казахстанцев.
Не менее любопытна и система наказаний. Вылететь из училища можно по трем основным причинам: неуспеваемость, болезнь, нарушение дисциплины. Причем первые две причины дают шанс остаться на второй год, а нарушитель дисциплины такой возможности лишен. С ним расстанутся без сожаления. Но быть исключенным еще полбеды. Беда для родителей, когда им приходит счет, чтобы оплатить напрасные надежды и средства, вложенные государством в их олуха. Вообще обучение бесплатное, но если ты военный вуз покинул раньше времени, будь добр вернуть стране потраченные деньги, а это ни много ни мало - около пяти миллиардов турецких лир за один курс обучения. Плюс банковские проценты. Думаете, нет отчисленных? Только в прошлом году выгнали 36 человек. В Турции жесткая военно-кадровая политика, и она начинается с курсантской скамьи.
Мореходка
Окраины древнего Стамбула. Шум прибоя и запах моря. Полуостров Тузла. 229 лет назад главнокомандующий военно-морских сил Хасан Паша основал здесь высшую Военно-морскую школу, позже она стала именоваться училищем, а сейчас приобрела статус Академии.
Хасан Паша мудро выбрал этот полуостров для подготовки офицеров турецкого флота; граница с морем почти пять километров, с сушей - 1150 метров.
Сегодня Военно-морская академия - это деканат, главный штаб полка, исследовательско-разведывательный центр, морской институт знаний, дисциплинарный суд и высшая военно-образовательная комиссия. Плюс казармы, учебные корпуса, корабли и учебные катеры. А еще 1079 курсантов, в том числе 35 девушек и 69 иностранцев. Солидный научно-преподавательский состав: в среднем, один преподаватель на девять курсантов.
Согласно учебной программе, 37 процентов всех уроков посвящены инженерным наукам, 30 процентов - профессиональным знаниям, 17 процентов - техническим. Оставшиеся 16 процентов - социальным наукам: военное образование не может быть неидеологическим.
Тюлебаев Казбек, курсант 4 курса:
- Я приехал из-под Семипалатинска, из села Урджар. Моря никогда не видел. Первый раз даже испугался, увидев его.
Что особенно бросается в глаза, в нас стараются развить такие качества, как лидерство, умение управлять подчиненными. На морских офицеров учат четыре года. В курсе три семестра; первые два - по 16 недель, а третий - практический и самый интересный - от 3 до 7 недель: мы выходим в открытое море.
На втором курсе можно выбрать один из перечисленных факультетов: индустрия, кораблестроение, программирование, электроника, инженерная механика.
Сначала будущие капитаны и мичманы управляют своими кораблями в... бассейне. Правильно причаливать, отчаливать, обходить мели, делать развороты и еще кучу всяких вещей ... И только потом ему доверят выйти в море на фрегатах, в так называемые "турецкие походы" - вдоль берегов Турции. Как солдатам дают понюхать пороху, так и мы пробуем на вкус морскую водичку: на собственной шкуре узнаем, что такое жизнь моряка. Цель - научить курсанта к жизни на корабле. Переносить качки и другие "прелести" морской жизни.
После второго курса две недели проходили лекции по морскому праву и капитанские курсы в городе Гельджук - учились спасать корабль в случае экстремальных ситуаций (при пожаре, течи).
После третьего курса "морской" семестр служили мичманами на учебных катерах. На целых четыре недели уходили в "загранку". Я был в Болгарии, Румынии, Италии, Албании, Хорватии. Этим летом пройду стажировку на большом корабле уже в роли офицера.
Даурен Бердикул:
- Я из Шымкента. Мне нравится наша академия. Дедовшины тут нет. Все боятся очки потерять. Что это такое? С первого дня "на личный счет" курсанта начисляется 120 штрафных очков. Важно не растерять их до конца учебы, иначе тебя просто выгонят. А потерять очки элементарно. Не отдал честь старшекурснику или офицеру - минус 30 очков, неначищенная обувь или нет в кармане носового платочка - еще 10 сбрасывай, пользовался шпаргалкой или кому-то подсказывал - можешь вообще вылететь из академии. Нельзя пиджак носить, брошенным через плечо, руки в карманах держать. Носки другого цвета или сотовый телефон - тоже "преступление".
Азамат Сейткалиев, из Костаная, 2 курс:
- Свободного времени мало. Кроме занятий, каждый из нас обязан посещать ту или иную секцию. А их тут на любой вкус: парусный спорт, настольный теннис, ватерполо, гандбол, большой теннис, волейбол, футбол, прыжки в воду, плавание. А еще - не поверите - карты. Да-да, самые настоящие карты. Обычно играем в покер... Правда, тем кто собирается поступать в турецкие военные вузы, я бы посоветовал сто раз обдумать свое решение. Здесь не так все просто, как кажется. Стать настоящим офицером - совсем не игра.
Военная академия
Все турецкие генералы закончили в свое время военную академию. Чтобы поступить в нее, нужно иметь за плечами военное училище (4 года), высшую военную школу (еще 4 года), год спецподготовки, шесть лет практики в военных штабах и других подразделениях. И только потом могут взять в "академики".
Невозможно передать на словах, что такое военный академгородок. Это престиж, элитарность, комфорт и атмосфера высокоинтеллектуальной среды. Подчеркнем, именно здесь готовится политическая и военная элита страны, и этим все сказано.
По словам гида, ежегодно командующий академии посещает "военные собрания НАТОвских стран". Слушателей посылают на практику в другие страны - знакомятся с вооруженными силами зарубежных коллег.
Будущие генералы оттачивают тактику и стратегию... на компьютерах. Виртуальные военные игры - дорогое удовольствие, но, согласитесь, не дороже, чем опыт реальной войны. Впрочем, строится специальный корпус, который будет напичкан аппаратурой и датчиками - что-то типа сверхсовременного полигона для игры в пентатлон.
Вы не поверите, но пресс-конференции для слушателей академии дают премьер-министры, президенты разных стран. А еще у академии есть свое телевидение. Дикторами, режиссерами и авторами передач выступают слушатели академии. Здесь считают, что генерал - профессия публичная, в будущем ему непременно придется давать интервью, выступать перед аудиториями и говорить в телекамеру. Поэтому военных чиновников готовят, учитывая даже такие мелочи.
Лекции "академики"-заочники получают через спутник. Это когда лектор ведет занятие в пустом классе, чертит что-то на доске, иногда поглядывая в компьютер, а в это время в разных городах Турции через свои компьютеры его смотрят и слушают около сотни офицеров-заочников. Создается эффект присутствия и непосредственного контакта лектора и слушателей, вопросы можно задать вслух и продублировать их по "компу", так же поступают ответы.
На наш вопрос, можно ли подключиться к компьютерным сетям военной академии через Интернет, гид широко улыбнулся:
- Конечно, нет. Сработают системы защиты.
...Заходим в один из учебных классов. За партами - "военные мундиры" разных стран: турки, киргизы, туркмены, украинцы, англичане. У доски - старлей в нашей казахстанской военной форме. Ждем перемены: грех не познакомиться с земляком.
- Старший лейтенант казахстанской армии Жайык Муханов, - представился старший лейтенант.
Еще до недавнего времени он был преподавателем лингвистического центра МО РК.
- Я был рад через шесть лет встретить в академии своего старого друга - капитана Ерсипа. (Когда-то вместе мы заканчивали военное училище в Анкаре и он был нашим командиром взвода). Это самый престижный вуз Турции, здесь учится элитная часть офицеров республики. Трудно? Интересно! Созданы абсолютно все условия, чтобы человек учился и учился. Особенно опекают иностранцев. За каждым закреплен отдельный гид, который помогает решить любую проблему: бытовую, языковую, учебную, моральную и психологическую, и даже проблему досуга.
Жайыку выделил отдельную меблированную квартиру. По нашим меркам, вместе с супругой они живут просто в роскошном районе. Прямо в доме прачечная, парикмахерская, специальные залы для приема гостей, кухни. По мнению Жайыка, по обеспечении своих военнослужащих жильем Турция лидирует среди всех стран НАТО. "А вот сравнить наше военное образование просто невозможно, уж слишком разные у нас системы, - говорит он. - И тут и там есть свои плюсы и минусы".
|