Ты - качалка, я - труба
Андрей Губенко
В прошлом году на въезде в Астану приезжие дивились на начатое грандиозное строительство: два красавца-небоскреба - офисы нацкомпаний "Казахойл" и "КазТрансОйл", объединенные почему-то в единый архитектурный комплекс. Сейчас стройка близка к завершению, да и удивления больше не вызывает: названные структуры объединились не только архитектурно, но и административно, образовав новую композицию - ЗАО "КазМунайгаз"
Тем самым, как мы уже писали в прошлом номере (а дело случилось на минувшей неделе), в Казахстане появился новый нефтяной гигант, да, пожалуй, и самое крупное предприятие во всей отечественной промышленности.
Это уже не первый опыт интеграции в нефтяной сфере: например, 2 мая прошлого года была создана компания "Транспорт нефти и газа", объединившая "КазТрансОйл", "КазТрансГаз", "KazTransCom", а также Международный аэропорт Атырау, вертолетную компанию "Евро-Азия Эйр"; в состав холдинга также были переданы 99 процентов акций ЗАО "Мунай Импекс" и 50 процентов акций национальной морской судоходной компании "Казмортрансфлот". Теперь же, когда к ним присоединился и "Казахойл", новый холдинг представляет собой полностью укомплектованную вертикально интегрированную нефтяную компанию, имеющую в своем распоряжении все, что необходимо сегодня для успешного ведения бизнеса в этой сфере: месторождения, транспортную инфраструктуру, трубопроводы, вплоть до собственных линий связи и АЗС.
Попробуем провести маленькую инвентаризацию. Помимо уже упомянутых активов, компания "КазМунайгаз" владеет двумя крупными нефтяными месторождениями: Узень (объем добычи - 4 миллиона тонн нефти в год) - в Мангистауской области, и Эмба (2,35 миллиона тонн) - в Атырауской, а также долями в нескольких СП ("Арман", "Казтуркмунай", "Казахойл-Тельф", "Матин"), добывающих в совокупности свыше 1 миллиона тонн нефти в год. А к 2005 году общая добыча на всех промыслах должна достигнуть почти 10 миллионов тонн.
В распоряжении нового холдинга окажется сеть магистральных нефтепроводов протяженностью 6400 километров (в том числе самая популярная до сегодняшнего дня труба Узень - Атырау - Самара, разумеется, до российской границы). Хотя это не только трубы, но и нефтехранилища, общий объем которых составляет 1,2 миллиона кубометров, и 39 насосно-перекачивающих станций.
Наконец, нельзя сбрасывать со счетов и Атырауский НПЗ, который, хоть и является старейшим в стране, тем не менее, перерабатывает более двух миллионов тонн нефти в год (при мощности в 5 миллионов). К тому же в скором времени завод будет модернизирован, и весьма основательно: проект реконструкции, которая будет осуществляться японцами, обойдется в более чем 300 миллионов долларов.
В целом же ориентировочный консолидированный баланс компании "КазМунайгаз" может, по словам вице-премьера Карима Масимова, составить 2 миллиарда долларов.
Для чего потребовалось объединение всех государственных нефтяников в одну структуру - и именно сейчас - рассудить нетрудно. Как и предыдущее образование компании "Транспорт нефти и газа" вокруг "КазТрансОйла", оно преследовало цель более полно и эффективно использовать нефтегазовые ресурсы Казахстана, а равно единообразить политику государства в этой стратегической сфере экономики. Чем больше углеводородных начальников, тем сложнее государству справиться с ними на предмет подчинения одной государственной воле. Кроме того, бывшие нацкомпании щеголяли друг перед другом роскошью, что отчасти объяснялось эдаким великосветским соперничеством (совершенно неуместным); теперь состязаться не из-за чего.
Но это, так сказать, местный колорит; а вообще интеграция в нефтяном секторе давно уже стала глобальной тенденцией. И это отлично известно шефу "КазМунайгаза" Ляззату Киинову, нефтянику с 35-летним стажем и, к слову, идеологу возрождения в Казахстане нефтехимии, в общем, человеку, хорошо знающему, если можно так выразиться, понимающему нефть.
Крупнейшие энергетические компании включают в себя сегодня не только нефтедобычу, нефтепереработку и нефтехимию, но и энергетику, и производство специального оборудования, и науку. Объединяются и друг с другом: сейчас в мире уже почти не осталось компаний не с двойным названием - таких как "ЭксонМобил", "ШевронТексако", "БиПи Амоко"... Так что мы лишь в начале длинного пути интеграции.
Другая причина образования "КазМунайгаза" касается вопроса участия Казахстана в различных совместных проектах. Ведь как обычно пишут при создании очередного СП: столько-то процентов акций - у такой-то иностранной компании, такая-то доля - у другой, а вот этот кусок принадлежит РК. На самом деле под аббревиатурой РК в разных случаях скрываются самые разные госструктуры.
Так, в некоторых СП (о которых говорилось выше) казахстанская сторона представлена была "Казахойлом", в ТШО на Тенгизе - Госкомимуществом, в КИО на Карачаганаке - Министерством энергетики. Хоть и все эти структуры, повторимся, государственные, говорить о единообразии государственной политики в отрасли можно с натяжкой. Теперь же - и это подтверждает президент "КазМунайгаза" Ляззат Киинов - во-первых, Казахстан будет основным акционером во всех новых углеводородных проектах на территории республики, а во-вторых, государство везде будет представлять (и иметь 51 процент акций) именно "КМГ". Что и должно обеспечить унифицированную государственную политику в нефтегазовой сфере.
И еще одно. В свое время, в начале 90-х, как говорится, на заре независимости, Казахстан широко отворял двери иностранным нефтяным компаниям. Именно они развивали и осваивали углеводородные запасы страны. Казахстан имел (и имеет) с этого деньги в виде дивидендов, налогов и роялти, но, увы, участвовал, например, в разведке на Северо-Каспийском шельфе, скорее, в роли наблюдателя. Были тому причины, в том числе и то обстоятельство, что наши нефтяники не имели опыта морских операций.
А еще одна важная причина: в подобных широкомасштабных проектах добиться успеха имеют шанс лишь крупнейшие корпорации. Создание "КазМунайгаза" в этом контексте - попытка в преддверии освоения Каспия, помимо участия в СП, еще и самим, без помощи иностранцев, поучаствовать в этом процессе. Вот так, не заниматься ревизией прежних контрактов с инвесторами (и руководство "КМГ" объявило, что этого не будет), как того хотят некоторые горячие головы, а создать в Казахстане действительно мощную нефтяную компанию, которая смогла бы в будущем конкурировать с зарубежными гигантами. Пока, конечно, говорить об этом рано, но если уж мы решили попробовать, то начинать готовиться к этому надо уже сейчас.
А в том, что здесь нет ничего невозможного, убеждает опыт зарубежных государственных нефтяных компаний - китайской CNРC, норвежской Statoil, - когда-то созданных, так сказать, для внутреннего пользования, а сегодня активно конкурирующих с транснациональными китами и на чужой территории.
|