1 марта 2002
№9 (197)
   Разделы
   Главная страница
   События
   Факты
   Право
   Социум
   Здоровье
   Исследования
   Мнения
   Мир
   Спорт
   Люди
   Культура
    О газете     Контакты     Подписка     Письмо   Поиск по сайту
ОТКУДА У ПАРНЯ ИНДЕЙСКАЯ ГРУСТЬ?
Галина Галкина
Певчий Ястреб (Николай Соломонов): "Мы уходим своими корнями глубоко в природу. Но сегодня наша планета в опасности. Да снизойдет на нас просветление и пробуждение, чтобы не дать угаснуть этой жизни на Земле"

Зов индейской крови Николай Соломонов почувствовал еще ребенком: в 60-е годы ему не было равных по стрельбе из лука в городском тире, что стоял у Вознесенского собора. Стрелял без промаха в "яблочко", зарабатывая по 3-5 рублей. Деньги тратил на рыбалку: ездил на пригородные озера - селекционные, Аэропортское, 70-й разъезд. Позже отец отпускал меткого стрелка на дальние рыбалки - в Карасу, речку Иссычку, богатые рыбой. С 1968 года стал ходить в спортивную секцию по стрельбе из лука к супружеской паре, мастерам спорта Кристине и Борису Безвершукам.

Движение "отечественного индейства" началось в начале 70-х, когда на экраны стали появляться первые вестерны "Золото Маккены", "След Сокола" "Сыновья Большой Медведицы". Впервые на территории России Николай Соломонов увидел вигвамы и каноэ в лесистых скалах под Выборгом, где студенты Мухинки - Сергей Ващенко, Галина Котова, Павел Пархоменко и Сергей Фукалов - часто собирались на импровизированные "Поувоу" - индейские советы. В холодные зимние и дождливые дни собрания переносились в огромные залы и лектории питерского (тогда город на Неве назывался Ленинградом) музея этнографии народов мира, в котором находится обширная коллекция подлинных предметов индейской культуры.

- Там я познакомился с уникальным человеком, лингвистом и поэтом Игорем Капорским. Он дал мне имя Певчий Ястреб, так сказать, инициировал меня в индейцы.

- В этом много игры, романтики "неоткрытых берегов". Какова практическая сторона "индейских лагерей"?

- Таким способом мы постигали экологический опыт аборигенов Америки. Обряды и ритуалы, подчеркивающие взаимосвязь между миром людей и остальной природой, существуют во всех примитивных культурах. Мы придумывали свои ритуалы. Игорь Копорский читал свою поэму о вожде ацтеков Монтесуме, который возглавил борьбу с испанцами в Мексике в начале колониализации. Сергей Ващенко сделал прекрасную серию линогравюр - портретов старых индейских вождей кайове, команчей и сиу. К слову, Сергей Ващенко и Сергей Фукалов, выпускники группы "концептуального дизайна", многое от индейской экзотики включили в свою разработку дипломного проекта "Тематические туристские тропы и летние лагеря авторской песни". К слову, как почти любой студент той поры я участвовал в стройотрядовском движении. Так вот, все жили в палатках. Я всегда в вигваме.

Сам Николай Соломонов серией плакатов по экологии и охране окружающей среды заслужил похвалу заведующего кафедрой графического дизайна Льва Николаевича Линдрота. В том же 1980 году одна из работ Соломонова экспонировалась на выставке в Пражской графической школе. Плакат Николая представлял выставку студентов-мухинцев в Чехословакии.

- Вы будто сошедший с эмблемы "Невада - Семей" индеец.

- Этот символ - знак единения двух народов в борьбе с ядерной угрозой. Мой костюм и вся моя деятельность - это тоже выражение тревоги за сохранность природы Казахстана как части планетарного природного наследия. В дни празднования десятилетия независимости Казахстана все СМИ в едином порыве отмечали успехи страны только в политической и экономической сферах. А если бы в эти торжественные дни обратились к социально-экологическому аспекту развития Казахстана, то фанфары смолкли бы и раздался погребальный звон. Природа, никем не поддерживаемая, гибнет. Законы бизнеса и предпринимательства поставлены во главу угла. А между тем человек вообще - и самый образованный казахстанец в частности - лишь винтик в глобальном экологическом механизме.

- Но почему бы не объяснять этого землякам, надев казахский чапан и малахай?

- Экзотическая символика бывает более внятной для человека: "Большое видится на расстоянии". К тому же культура индейцев свидетельствует о том, что когда-то человек умел жить в согласии с законами природы. Окружающий мир в его первозданности был для него главной ценностью.

- В чем, по-вашему, все же суть индейского мировоззрения, если отбросить всю экзотическую атрибутику древних племен?

- Олицетворением современного общества является человек, покоряющий природу. На пьедестале такого общества - индивидуализм и отдельная личность. Принцип индейского общества иной: в нем человек - часть единого целого, созданного Богом. Солнце светит одинаково на равнинах Казахстана и в прериях, на Черных холмах Дакоты в лагере индейцев-сиу "Желтый гром".

Николай рассказал, что в современной индейской Америке есть такой лагерь - это место, где измученные борьбой за выживание индейцы-сиу находят альтернативу избитым ценностям свободного американского общества. Он был создан в начале 80-х группой лидеров движения американских индейцев, возглавляемой Биллом Минсом. Создатели лагеря так объясняют свои цели и задачи федеральным властям: "Для того, чтобы общаться с нашей прародительницей матерью-Землей с величайшим уважением и почитанием, чтобы жить на ней в скромности с молитвой, чтобы ступать по ней благоговейно, учить наших детей, которые уже родились, и тех, которые еще появятся. Жить в согласии с мирозданием, а не покорять, насиловать и убивать".

- Если взглянуть на жизнь коренных народов казахстанских степей, гор и равнин и на бытование индейских племен прерий и Черных холмов, обозреть с высоты полета орла, птицы, одинаково почитаемой в степях Казахстана и в прериях Америки, то можно увидеть много общего. Казахам, как и индейцам, присуще трепетное отношение к матери-Земле - ана жер ана! Так же бережно охраняли те и другие народы луга и пастбища. Жителей степей и равнин на разных континентах постигали одни и те же беды: пыльные бури, ураганы и смерчи в Америке после уничтожения бизонов и разрушения травяного покрова крупным рогатым скотом, и такие же бури и суховеи при бездумной распашке земель под новые совхозы при освоении целины! В народном фольклоре и верованиях индейцев присутствует великий дух Белого Бизона Вакатанке. В жизни и быту казахских кочевников-скотоводов прослеживается явная аналогия с индейскими племенами, с их социально-экологической цепью. В народном фольклоре и сказаниях казахов вспомним совесть народа, поэта Ахан Сере и его удивительного скакуна Кулагера. А без белого сокола - Аксункара, верного помощника джигита-батыра в его подвижнической героической жизни, образ поэта был бы серым и маловыразительным.

С горечью говорит Николай Соломонов о "богатырстве" наших законотворцев, авторов законодательных актов, связанных "с ограниченным изъятием сокола-балобана, по-казахски - ительги, в целях выправления экономического положения в Республике Казахстан".

- Это преступление по отношению к сегодняшним и будущим поколениям казахстанцев. Следом за соколом-ительги может последовать и беркут. И сокол, и беркут занесены в Красную книгу как исчезающие, а в ряде регионов Земли - уже исчезнувшие виды. Трагедия Арала и пыльные бури, суховеи и разрушительные смерчи Америки - это звенья одной цепи. Бизонов от полного уничтожения спас индеец-сиу по имени Бродячий Койот, возрождению штата Теннеси, как в природном, так и в социальном аспекте, Америка обязана Франклину Делано Рузвельту (он вложил собственные средства для осуществления природоохранной программы), который экологическую концепцию спасения Земли выдвинул в предвыборной борьбе и победил не только конкурентов, но прежде всего потребительское отношение к природе на конкретном примере. Борьбе с хищническим, бесконтрольным промыслом бобров в Америке и Канаде посвятил свою жизнь индеец-отжибвей Серая Сова, пламенный борец за спасение последнего индейского кочевья, бобрового заповедника. А в нашем обществе голоса энтузистов-экологов не слышны, тема экологии непопулярна.

По мнению Николая Соломонова, представители всей его семьи обладают неким подсознательным экологическим мышлением. Дед, Соломонов Евграф Алексеевич, был одарен многими талантами: рисовал, играл на музыкальных инструментах, резал по дереву, занимался чертежными работами - в доме всегда водилась хорошая бумага. Евграф работал в компании российского предпринимателя-мецената Саввы Мамонтова десятником на строительстве железной дороги Петербург - Архангельск. Евграф Алексеевич - потомок своего предка Алексея, память о котором запечатлелась в народе. Недалеко от старинного русского города Тотьма, в одном из местечек на северо-востоке Вологодской области, где жил Алексей, за любовь к Святому писанию и частое цитирование Библии он получил прозвище "Соломон Премудрый", что положило начало русской фамилии Соломоновых. Алексей был зажиточным селянином и удачливым охотником в лесах Вологодчины. Охотником был и дед Николая - Евграф.

- Он с детства приучил моего отца малому промыслу - ставить петли на зайцев и куропаток. А сводный брат отца Павел Евграфович Соломонов служил старшим лесничим в Тебердинском заповеднике на Кавказе в восьмидесятых годах уже прошлого столетия (и тысячелетия). Отец мне, восьмилетнему, сделал удочку и сказал: "Налови-ка мне несколько свежих рыбок к обеду". Я отправился в парк имени Горького и поймал двух сазанчиков. Принес отцу. Он взял их со словами: "Однако будешь добытчиком".

Отец приучал своих детей все делать красиво и аккуратно и сам обладал такой способностью. Работал во время войны на Алматинской обувной фабрике, шил обувь по индивидуальному заказу, был, говоря современным языком, отличным дизайнером по обуви.

До сих пор у Николая хранится мешок с разнообразными колодками отца. Сшил как-то сапоги Михаилу Жарову. Народный артист Советского Союза остался очень доволен изделием Василия Соломонова, в знак благодарности хорошо угостил мастера.

Рисовальщиком-анималистом был старший брат Николая Юрий. По специальности был фрезеровщиком на заводе имени Кирова. Занимался охотой, рыбалкой, много рисовал птиц и животных.

Сестра Нина филолог по образованию, с детства увлеклась орнаменталистикой. Ее без экзаменов принимали в художественное училище, но поступила она на филологический факультет КазГУ. Однако орнаментом и поделками из природных материалов продолжала заниматься. Сестра Галина входит в церковный совет Алматинского христорождественского прихода. Она сделала большое денежное пожертвование на строительство Христорождественского храма. Пишет стихи.

Николай Соломонов, исследуя историю своего рода, обнаружил удивительное обстоятельство. В конце 30-х годов 19-го века Иван Кусков, основатель форта Росс в Калифорнии, венчался с девицею Катериною, дочкой индейского вождя из Русской Америки, и вместе с ней приехал в свой родной город Тотьму, где вскоре умер.

Вдова же его, Екатерина Прохоровна, через 3 года вновь вышла замуж за тотемского военного пристава Попова, и о ней больше нет сведений. Но Екатерина Прохоровна была не единственной представительницей индейских племен в Тотьме. Семья Кусковых привезла сюда из Русской Америки Надежду Федоровну Каменскую, рожденную от смешанного брака русского и женщины индейского племени. Надежду Федоровну выдали замуж за кого-то из тамошних жителей.

Тут Николай Васильевич Соломонов прервал свое повествование.

- Вы хотите сказать, что, возможно, в ваших жилах течет кровь индейцев сиу или апачей?

- На это указывает множество обстоятельств. В том числе внешнее сходство представителей нашей фамилии во всех поколениях с тотемскими индейскими женщинами.

Досье "НП": Николай Соломонов, художник-анималист. Окончил Высшее художественно-промышленное училище имени В.И.Мухиной. В 1981 году защитил диплом по теме "Автомобиль - природа-человек" (серия плакатов) по классу Льва Николаевича Линдрота. Учился у известного рисовальщика Петра Израилевича Пуко. Вернулся в Алма-Ату, работал редактором в издательстве "Гылым" ("Наука"), старшим преподавателем Театрально-художественного института имени Жургенева, а затем - в Институте истории ЦК компартии Казахстана в должности главного художника филиала Всесоюзного музея В.И. Ленина. С 1981 года - участник всесоюзных, республиканских и международных выставок. С 1988 года - член Союза художников СССР. В настоящее время преподает в частной художественной школе и дает репетиторские уроки по ИЗО. В 2000 году серия экологических гравюр Николая Соломонова была признана лучшей на юбилейной выставке, посвященной 60-летию Союза художников Казахстана. Сегодня экспонируется выставка плакатов, графики и рисунков в Школе предпринимателей. В студенчестве был активистом движения по изучению индейской культуры. Тема экологии - основная в творчестве художника. Животных рисовал с 16 лет в Алматинском зоопарке.

Николай Соломонов ищет заинтересованных людей для открытия частной художественной мастерской с воспитанием экологического мышления.

   Карта сайта
   Архив
   Форум
   Гостевая книга
   Реклама
   Вакансии