Абсурд на тарелку борща
Жанна САГАДИ
Начало нового года ознаменовалось в театре русской драмы имени М.Лермонтова своеобразным рушением принятых здесь традиций реализма. Молодой режиссер Игорь Пискунов, завоевавший премию "Тарлан" в номинации "Новое имя - Надежда" свершил здесь маленькую революцию, поставив спектакль "Танго" польского драматурга С.Мрожека, приближенный театральными критиками и общественностью к театру абсурда.
Сам Игорь настроен против этого заключения категорически. В каждом абсурде есть абсолютно логические реалии. В своих телевизионных шедеврах: ролики, передачи, спектакли он всегда старался придерживаться постоянного действия и динамики. Чтобы не уставал зритель.
Шутя, он называет эту работу "на тарелку борща". Когда зритель смотрит телевизор дома, задача Пискунова - сделать так, чтобы он не доел его, а все время смотрел, не отрываясь. Главное - интересная и захватывающая подача материала.
- Я вообще не понимаю, почему Мрожека считают абсурдистом? Ведь у него абсолютно все оправдано! Разве что, несколько иная концентрация жизни. Она более сжата и динамична. С самого начала мы не думали делать абсурд. Это своего рода штамп, термин, означающий определенное направление в театральном искусстве. На самом деле никакого абсурда в "Танго" нет. Там настолько железная и четкая логика, которая, возможно, даже более логична, чем у Чехова или Островского. Просто, здесь использована другая форма.
- В данной постановке
вы выиграли тем, что абстрагировались от реалистического
театра, установив киноэкран, что далеко не лишило ее
динамичности и непосредственности?
- Советский театр был не приучен именно к такой форме подачи драматургического материала. И я еще раз говорю, это не бред. Мы искали логическое разрешение и все объясняли. У Мрожека было очень много деталей. И мы поняли, что если уйдем в них, то создадим обычный реалистический театр, что было бы ужасно скучно. А форма драматургии здесь действительно не классическая, хотя сам автор все время ведет режиссера по ложному пути. Почему мы выиграли в этом спектакле? Мы, действительно, абстрагировались. Мы читали ремарки, не замечая их. И с самого начала думали не по Мрожеку, не по ремаркам.
- Интересно, что же
все-таки в спектакле было главным: актеры или киноэкран?
- Скажу откровенно, первое, что я мог придумать как телевизионный режиссер - это экран. С чем я и пришел в "Лермонтовку". Мне хотелось соединить театр и телевидение. Но в данном случае, экран всего лишь помогал актеру, иллюстрировал, создавал настроение, и он не главный. На первом месте всегда оставался актер. Это был эксперимент, который, думаю, удался. Спектакль готовился ровно девять месяцев со всеми токсикозами и расстройствами. Я рад тому, что родился он крепким.
- Абстрагируясь от
театра: Игорь, в детстве вы мечтали стать... пожарником!?
- Это правда. Но как говорил один великий: режиссером нельзя стать, им нужно родиться. Я вырос в творческой среде. Мой отец - режиссер-документалист. Думаю, что я родился "за кулисами", и это у меня получается. Быть актером тогда было престижно и интересно. Великолепный преподавательский состав, способные ребята, количество которых исчислялось сотнями, и было из кого выбирать.
- Студенты были
талантливее?
- Не скажу талантливее, скорее способнее.
- С чем это,
по-вашему, связано?
- В наше время актер - профессия не актуальная. Если в то время выпускники могли надеяться на крепкий заработок, популярность, то сегодня этого нет. Даже самый лучший театр южной столицы, каким является Лермонтовка не в состоянии просуществовать на мизерные государственные дотации. Поэтому, молодежь будет думать, кем лучше стать: менеджером, банкиром или нищим актером. Хотя, я считаю, что у нас немало талантливых ребят, которые мечтают стать профессиональными актерами.
- Либо которые
родились ими?
- Да, но вынужденные идти по другому пути.
- Игорь, вы больше
известны своими режиссерскими работами на телевидении, нежели
в театре...
- На самом деле, я вроде как в театре и нет. Рубену Суреновичу, одному из моих учителей я как-то заикнулся о том, что хочу поставить спектакль. Так началась моя работа здесь. Хотя, я телевизионный режиссер и посвятил этой области больше десяти лет. Я закончил театральную режиссуру, но не был связан с театром, который беззаветно люблю.
- Где интереснее?
- И там, и здесь. Но театр, конечно, штука заразная. Сейчас я уже болен им. Мне не достает суматошных репетиций, вечной собранности, общения. Причем, с людьми намного опытнее тебя, у которых можно учиться. Я очень много думаю о новых постановках, руки сами тянутся к пьесам, начинаю что-то слушать, смотреть, вспоминать прочитанное...
- И телевидение
постепенно отходит на задний план?
- Конечно, нет. На телевидении я делаю только креативные вещи. Всего этого добился десятью годами своей работы. Я не делаю передачи каждую неделю и не тащу их. У меня замечательная команда, которая создает декорации, одежду, потом все это принимает для дальнейшей раскрутки другой режиссер.
- Как вы оцениваете
уровень ваших коллег по ремеслу?
- Поливать грязью - неблагодарное дело. Тем более коллег. На телевидении сейчас очень много разных по направлению режиссеров. Есть крепкие кадры, которые тащат уже готовый продукт. К сожалению, мало тех, кто создает что-то интересное и профессиональное.
- Новый клип Гули
Тулегеновой "Струна" продемонстрировал то, что вы еще и
прекрасный комедийный актер.
- Это - комикс, шарж, от
которого всем было интересно и забавно. Съемки ролика
произошли совершенно случайно. Ринат Абдулхаликов, продюсер, и
Гуля Тулегенова - мои давние друзья. Получилось так, что в тот
момент на мой спектакль потребовался джингл, который я и
попросил сочинить Рината. Мы договорились на бартер. Я
снимаюсь в его клипе, тоже бесплатно, он готовит мне песню. По
ряду объективных причин Ринат не смог участвовать в клипе,
поэтому я все взял в свои руки. Позвонил своим друзьям,
известным журналистам Сереже Волкову и Диме Бациеву и
пригласил на съемки. Повторю, что это был всего лишь комикс,
которому необходимо было соответствовать.
|