1 марта 2002
№9 (197)
   Разделы
   Главная страница
   События
   Факты
   Право
   Социум
   Здоровье
   Исследования
   Мнения
   Мир
   Спорт
   Люди
   Культура
    О газете     Контакты     Подписка     Письмо   Поиск по сайту
Не сумасшедшая земля
Ася Нуриева
В Берлине в Доме мировых культур в марте этого года открывается выставка современного искусства стран Центральной Азии No mad`land. Подобный проект является первым крупным художественным событием в истории современного Казахстана, когда европейскому зрителю будет представлена возможность познакомиться с культурой Центральной Азии и Казахстана. Об этом проекте рассказывает директор и куратор проекта Валерия Ибраева.

- Когда пришла идея выставки современного искусства Средней Азии в Берлине?

- Еще в начале деятельности СЦСИ, в 1998 году, Сабина Фогель была приглашена в семинар ведения в школу кураторов. Потом она приезжала на тренинг кураторской группы. Затем на открытие второй годовой выставки, а в июле прошлого года меня пригласили в Берлин, где я вновь встретилась с Сабиной и посетила Дом мировых искусств. Там мы заключили договор, что являемся кураторами этой выставки. Именно там был сочинен общий проект под названием "Современное искусство в Центральной Азии".

Уже в сентябре этого года мы совершили исследовательское путешествие по Центральной Азии, и в результате объективного отбора были избраны 16 художников из Казахстана, 5 - из Киргизстана, 2 - из Узбекистана и 2- из Таджикистана. Художникам предлагалось представить любые свои проекты для показа на будущей выставке.

Работа над этим проектом длится уже 9 месяцев, и мы уже на сносях.

- Что вкладывали авторы проекта в название "No mad`s land"?

- Здесь присутствует игра слов: если писать это слово вместе, это будет звучать как земля кочевников, если же разделить слова, то буквально это звучит как "земля нормальных людей". То есть вкладываемый смыл, что в Центральной Азии живут люди, у которых есть голова, две руки и две ноги, и все остальное тоже в порядке и мы мало отличаемся от других, в том числе и тех, кто считает себя цивилизованной частью человечества.

- В чем заинтересованность Германии в целом, и Дома мировых культур в частности, вкладывать деньги в этот проект?

- Это безумно интересная институция. Подумайте сами: в центре Европы стоит дом, в котором регулярно проводятся выставки, конференции из стран Латинской Америки, Африки и Азии, и не только Центральной, естественно. То есть все, что связано с неевропейскими цивилизациями. Этот связано с тем, что мир расширился и не стал только европоцентричным.

И богатая Европа может позволить себе знакомиться с культурами других стран. Сабина имела опыт поведения подобных проектов в Доме мировых искусств с Южной Кореей, с Африкой (где мне довелось побывать).

- Как вы относитесь к мнению российских критиков о том, что" интерес культурный строго следует за интересом геополитическим..." Ведь не последнюю роль для Европы имеет и желание иметь в лице этого "белого пятна" удобного, послушного и воспитанного соседа, и посему сейчас усиленно Азию соблазняют этими грантами, выставками, новыми технологиями и т.д. Ваше мнение?

- Но Россия под прицелом этого соблазна была давно - все советское и все постсоветское время. И мы всегда получали информацию, пережеванную Россией.

Поэтому я не против этого соблазнения. Я согласна, чтобы меня соблазняли. Я люблю учиться и узнавать новое, но это абсолютно не означает, что у меня нет на плечах своей головы.

Колониальное мышление искореняется не за один год. Десятилетиями нужно работать на собственную культуру, если мы хотим, чтобы к нам относились не как к "младшему брату".

И я никогда не забуду ужасные выставки в Манеже, где по центральному нефу висели российские и украинские работы. На почетном месте находилась Прибалтика, которая в своей цивиизации находилась выше России, а Центральная Азия находилась в самом дальнем закутке.

И я думаю, что если Россия не смогла нас соблазнить своей останкинской колбасой из останков, то пусть нас соблазняют Интернетом.

- Как долго будет длиться выставка?

- Выставка будет идти 3 месяца. Кроме нее, немецкая публика увидит концертную программу, познакомится с литературой и кинематографом Средней Азии и Казахстана. Сможет участвовать в симпозиумах и дискуссиях, посвященных различным актуальным темам, таким как " Геополитика и Центральная Азия", об исламе, о демократии, о журналистике и т.д.

- Что художники могут увидеть в Берлине, будет ли для них какая-то программа?

- Программа давалась только советским делегациям в советское время. И это зависело не от приглашающей стороны, а от сопровождающей. То есть когда группа художников в сопровождении искусствоведа в штатском приезжала за рубеж, у них была программа.

- Какие надежды вы связываете с выставкой в Берлине?

- Если бы несколько лет назад мне кто-нибудь сказал, что будет подобная выставка, я бы не поверила. В 1998 году, к примеру, мы лишь могли мечтать об успехах отдельных художников, которым удавалось пробиться на международные форумы, и отдельные успехи были. Но теперь я понимаю, что это не предел мечтаний.

Через два месяца после нашей выставки откроется крупнейшее биеннале европейского искусства "Манифеста", который будет проходить во Франккфурте. А следом и "Документа-11" в Касселе. И никто нам не запретит мечтать об участии наших художников и на этих престижнейших художественных формах.

   Карта сайта
   Архив
   Форум
   Гостевая книга
   Реклама
   Вакансии